15 June 2015

Волок 2015. Река-Волга

Второй этап на минувшем Волоке был самым сложным. Здесь переплелись тяжелые спецучастки и протяженные дневные пробеги. Эффект не заставил себя долго ждать — экипажи начали сходить с маршрута, кто из-за технических поломок, а к то и из-за усталости и даже протеста против перегрузок. Но Волок есть Волок, это не туристическая покатушка, это весьма тяжелое и экстремальное мероприятие, не зря же за восемь лет у нашей экспедиции не появилось ни одного конкурирующего проекта, а выходцы из Волока побеждают на многих соревнованиях различного уровня. Здесь важен ритм, дисциплина, воля к победе и взаимопомощь.


О Волоке в деталях лучше почитать участников, а не организаторов. Я не умею писать сам о своем проекте, потому в моем блоге вы найдете скорее организаторские записки и рассуждения. Лучший же репортаж о 2-м и 3-м этапах экспедиции на сегодняшний день написан Андреем besh74, и сомневаюсь что кто-то его переиграет на этом поприще! Если кто-то еще не читал — милости просим пройти по ссылке


Первые два дня нам предстояло добраться интересными и глухими путями из карельского Приозерска до Волговерховья. Это ровно 1000 км. Маршрут насыщенный достопримечательностями, меж которыми либо скверный асфальт, либо грейдеры. Бездорожья, как такового, нет. Плохо? А кто сказал что в экспедиции не должно быть перегонов? Кто сказал, что СУ должны быть каждый день? Отнюдь. Таков замысел. Наша цель пройти маршрут вдоль Волги, ощутить на себе глобальность этой величайшей реки. Я об этом этапе мечтал несколько лет подряд, но как-то не складывалось географически.


Именно на этом перегоне, в Тихвине, случилось описанное мной ЧП с потерей бумажника с водительским удостоверением. И слава Богу, что парень, нашедший пропажу не поленился позвонить и вернуть ценный документ. В этом году я организую Волок одной машиной, т.е. без прикрытия помощников, и подобная потеря сулила феерические приключения на маршруте. Почему нет соорганизаторов? Сложно сказать. Перевелись соорганизаторы за 8 лет существования проекта. Кто-то скажет, что это закат, кто-то скажет что я не могу работать с людьми, кто-то вспомнит тяжелую финансовую ситуацию последних лет у проекта, я же скажу так: люди, организующие Волок должны "болеть" проектом. Болеть насмерть. Этот вирус сидел в команде, но время меняет людей, люди растут, женятся, разводятся, находят и теряют работу. Так получилось, что к 8-му сезону из организаторов остался один я, а новых не пришло. К счастью, за эти годы был наработан бесценный опыт, позволяющий двигать проект одной организаторской силой. Главное — документы не терять и машину не ломать ее…


Режим выживания у Волока был всегда. Ни разу на все восемь лет существования проект не дышал полной грудью, и только спонсоры не давали и не дают загнуться моему любимому детищу. Каждый год у меня в мозгу проскакивает шальная мысль, "все, хватит", но слишком мощное течение я запустил в далеком 2008 году, оно в такие моменты подхватывает меня и заставляет двигаться дальше, барахтаться и готовить следующую экспедицию. Некоторые участники ездят на проект из года в год, и ждут следующего путешествия. И как можно подвести?..


Приходит весна, и я вновь бросаюсь в этот омут с головой. Еще в марте меня колотило от неуверенности, от ощущения того, что ничего не получится, но с каждым днем я все сильнее успокаивался, с каждым днем день старта Волока был все ближе, а белых пятен в нитке маршрута все меньше. Надо было подготовить 7-8 тысяч километров просчитанного и проработанного в деталях рейда. И задумка стала обретать некую форму и раскрываться передо мной в материальном формате. Вот они, фотографии, вот он, трек, вот они, точки, вот просчитанный тайминг экспедиции, вот они, разведанные лагеря с хорошими видами… и считанные дни до старта, когда отрепетированный тобой спектакль должен предстать перед публикой. Перед участниками. Это магия. И организаторский азарт — единственный двигатель процесса.


А как только ты произносишь слова стартового брифинга, начинается феерия… начинается то, что жило только в голове, на карте и в навигаторе. Начинается проверка чутья и интуиции. Что стало с дорогами под силой распутицы? Не перекопали ли единственный проезд через дамбу? Почему в музее не подходят к телефону? Выходной? Какого черта?! Народ выбивается из графика… надо сокращать следующий день. Выкидывать часть разведанного материала. Перерисовывать сценарий, сюжет. Закрывать некоторые точки последующих дней, тематически завязанных на пройденные мимо. Импровизация, сплошная авантюра и импровизация. И никакой ясности что будет завтра до финиша последнего экипажа. Легенда очередного дня испекается когда все спят, на рассвете. И это тоже магия.


Из наработок, как из лоскутков, шьется новая реальность. Тоже разведанная, тоже прописанная, но не всегда та, которая предполагалась из дома, во время замысла. Жизнь вносит свои коррективы.


Народ стонет без грязи? Пожалуйста, их есть у меня. И не беда что этот СУ был разведан год назад на Range Rover Sport, тогда ведь было сухо, другой сезон, а нынче весна, только снег сошел.


Уже жизнь медом не кажется. Начинаются поломки и сходы. Два Land Cruiser и одна Нива сходят на одном и том же СУ, не таившем в себе ничего сложного с точки зрения бездорожья. Обычная лесная дорога, разбитая тракторами и лесовозами. Все едется, но… не очень. Можно, конечно, дать круг в объезд, но народ соскучился по жести, ныряют все)))


Радуются все, и взрослые и дети. Кстати, на Волок принято ездить с детьми. И именно дети адаптируются к режиму Волока легко и просто, зачастую куда проще, чем их родители. Исключения бывают, но крайне редко.


Бездорожье на Волоке никогда не является самоцелью. Если есть нормальная дорога — мы едем по ней, это правило. Но чаще всего между наиболее интересными достопримечательностями дорог либо нет, либо объезды колоссальные. В любой другой стране такой проект как Волок просто не родился бы, но у нас асфальт и по сей день в диковинку во многих регионах, и там, где мы занимаемся преодолением бездорожья, местные жители ездят ежедневно на тех машинах, которые преподнесла судьба.


Но в режиме продолжительных экспедиций и "езда по лужам" может прикончить технику. Где-то недокрутили мастера, где-то сэкономили при подготовке машины, а кто-то и вовсе поехал "на авось". Стоит ли удивляться, что ломаются на маршруте все. Кто-то меньше, кто-то больше, но техника подводит всех. И важно уметь и хотеть противостоять сложностям.


Уметь найти местный сервис и договориться о быстром ремонте. Организовать пересылку необходимой детали. Смотаться на разборку в другой город или к проверенному мастеру. Вылечить ОРЗ в режиме ежедневного движения. Выдернуть клеща из зада ближнего своего… Без этого букета приключений нельзя пускаться в одиночные путешествия экспедиционного формата, и Волок — это экстерн. Обучение методом погружения. У многих из нас время — самый ценный ресурс, и самому набивать шишки придется несколько лет.


На Волоке же за 2-3-4 недели можно пройти такую школу жизни, попробовать на себе такую палитру внедорожных препятствий и разных грунтов, что за пару-тройку сезонов на чужих мероприятиях "волокисты" смотрятся весьма искушенными людьми. И это не мое мнение, эти наблюдения я частенько слышу от других организаторов. Иными словами — мы молодцы и слава нам)))


Ну и для меня, как для организатора, огромный стимул в подготовке каждого очередного проекта — тренировка. Ведь бесполезно учиться управлять машиной по журналам и видеороликам, нужна практика. Только практика делает из виртуального джипера и офф-роад-фетишиста настоящую боевую единицу.


Но помните! Не будьте свиньями. Весь привезенный с собой мусор нужно вывезти, и даже прихватить с собой чужой, найденный на облюбованной вами полянке. Берега Волги задыхаются от грязи, и природа может вскоре не выдержать натиска путешественников. Давайте поднимать свою культуру, культуру своих детей, и своим примером показывать как надо взаимодействовать с природой.


Продолжение следует. Скоро…

Источник: http://www.drive2.ru/b/1989269/

expedition , travel

Если прочитанное заслуживает внимания, пожалуйста, проголосуйте:

Есть что сказать?  , пожалуйста. Eсли вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь!